Диаконисса – женское служение в Церкви Институт Дияконисс в дневней Церкви

26 марта 2013 - Администратор

Институт диаконисс существовал в древней Церкви примерно с І по IX век. Это служение не было священническим: диакониссы никогда не принимали участие в совершении Таинств. Они в основном несли социальные послушания. В непростую эпоху гонений они принесли на ниве миссионерства богатые плоды. Есть мнение, что преемницами диаконисс стали монахини.


Это мнение достаточно аргументировано, ведь диакониссы обоих разрядов — по рукоположению и по одеянию — посвящая себя всецелому служению Богу и людям, не вступали в брак. Более того, если рукоположенные диакониссы, которым позволялось прислуживать в храмах при богослужениях, изменяли обету безбрачия, согласно 15 правилу IV Вселенского (Халкидонского) собора, они подпадали под анафему. Сестры-диакониссы не только хранили целомудрие, но и, жертвуя собой ради дела воцерковления других и не имея ничего лишнего, соблюдали два других монашеских обета: послушания и нестяжания. В этом смысле они, безусловно, были иными, чем большинство христианок в миру, как и современные невесты Христовы.


Неудивительно — жизненный подвиг диаконисс вряд ли мог быть полноценно совмещен с семейной жизнью, чтобы не страдало ни то, ни другое…. Впрочем, диакониссами имели право становиться не только непорочные девственницы, но и вдовы, правда, лишь "истинные", не вступающие в брак повторно, — именно так приняла это посвящение мать святителя Григория Богослова Нонна. И мудро, пожалуй, что такое послушание по канонам не давали молодой неопределившейся девчонке: диакониссой могла стать женщина не младше 40 лет. В то время, особенно на Востоке, это был почти преклонный возраст.


Призвание таких служительниц Христа состояло в организации социальной жизни в Церкви, благотворительности, помощи священникам в катехизации народа и, самое главное, в наблюдении за духовным преуспеянием и даже поведением во время богослужения (!) прихожанок той или иной общины. Включая, кстати, размещение входящих женщин в храме.


Наверное, не все наши современницы, порой дико возмущенные самым невинным замечанием в их адрес из уст церковной прислужницы, об этом знают. Можно, конечно, резонно обидеться на тон этого вразумления, если он откровенно хамский, можно не слушать, когда поучать берется женщина, не имеющая на то благословения отца настоятеля. Но сама практика наставления сестер, хотя бы в чем-то нарушающих устав церкви, благословленными на такое дело храмовыми женщинами — древняя и узаконенная. Возмущаться ею — то же, что не знать собственной истории.


Читайте также: Мать Мария: подвиг новомученицы


В первые века существования Церкви эта приходская школа была гораздо строже, чем сейчас. Те же апостольские правила (дошедший до нас церковный исторический документ IV века) гласят: "…никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диакониссы". С уважением и почитанием пишет об одной из святых диаконисс тремя веками раньше апостол Павел: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской; примите её для Господа, как прилично святым и помогите ей, в чём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому" (Рим. 16:1-2).


Рейтинг: 0 Голосов: 0 697 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Видео