Всегда ли Богу угодна милостыня?

27 марта 2013 - Администратор

Мы любим повторять, что в вере главное, чтобы человек был добрым, имел Бога в душе и проявлял милосердие. Это действительно немаловажно, но стоит помнить об одном: человек после грехопадения не имеет дара видеть истинную суть вещей. Даже если мы уверены в том, что мы куда добрее окружающих, в глазах Бога это далеко не всегда выглядит именно так.


В древности произошел один случай, показательно это иллюстрирующий. Он записан в книге проповедей удивительного старца нашего времени, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые собрали и упорядочили его почитатели. Батюшка рассказывал эту историю своим духовным чадам так: "Вот вам пример, происшедший во дни преподобного Александра Свирского. На освящении одного храма во имя Святой Троицы, преподобный после молебна собирал от богомольцев жертвы на храм. Один крестьянин, по имени Григорий, тоже хотел подать от себя что-то. Но преподобный не принял жертвы. Два или три раза пытался Григорий положить свой дар в епитрахиль преподобного. Но прозорливый старец сначала молча отталкивал его руку и наконец сказал: "Рука твоя смердит, ты бил ею мать свою и тем навлек на себя гнев Божий". "Что же мне делать?" — спросил Григорий. "Ступай, испроси прощения у матери своей и впредь не смей оскорблять ее".


Конечно, вряд ли среди наших читателей найдутся такие, кто посмел бы ударить кого-нибудь из собственных родителей (по крайней мере, очень хочется в это верить). Хотя, к сожалению, такой грех происходил во все времена. Но ведь все заповеди Господни одинаково святы и одинаково важны, и нарушение каждой из них является преступлением перед Богом. Так неужели доброе дело каждого, кто тяжко согрешил хотя бы против одной, обречено на отвержение Творцом и Его святыми, как было с крестьянином Григорием?


Ответить на этот вопрос однозначно нельзя хотя по одной причине: грешник грешнику рознь. Безусловно, "нет праведного" ни одного и, если бы Всевышний не принимал жертвы ни от кого из немощных и оступившихся, то кто бы спасся? Никто, наверное. Но спасались ведь… Женщина, которая оказала милосердие, совершила не менее тяжкий, смертный грех блуда. В ветхозаветное время за блуд били камнями точно так же, как за оскорбление родительской чести. Тем не менее, Христос принял ее приношение, тогда как жертву Григория через своего служителя отверг. В чем же здесь дело?


Можно торопливо сделать нелестный для святого подвижника вывод: дескать, поведение преподобного Александра противоречило заповеди Христа, потому что Он всех принимал, а Его слуга как-то спроизвольничал. Но это было бы несколько поверхностное заключение. Все дело в том, что преподобный вряд ли говорил бы опозоренному жертвователю пойти извиниться перед матерью, если бы тот сделал это ранее. А блудная жена, пришедшая оказать милость Мессии, не только помазала Его к погребению, но и умыла ноги Спасителю собственными покаянными слезами. Теми самыми, с которыми Григорий не спешил броситься к ногам обиженной женщины, давшей ему жизнь, и сказать ей: "Прости, мамочка…".


Читайте также: Хула на Духа - самый непростительный грех


Для человека факт оказания милостыни, благотворительность, материальная помощь — это сам поступок. Мы привыкли считать, что добрый тот, кто делает нечто доброе. Для Господа же немного по-другому. Он Сам однажды говорил о Себе пророку Самуилу: "Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16:7). Для Всевышнего настоящая милость состоит не в количестве денег, пожертвованных на добрые дела, и даже не в том, чтобы это делалось с улыбкой на лице. Главное — соответствие внутреннего состояния тому, что человек делает внешне. Преображение искренним милосердием сущности грешника из падшей в святую. Ту, которая с каждым днем ненавидит грех все больше.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 706 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Видео